Граждане ежедневно обращаются в учреждения и организации для удовлетворения личных и бытовых услуг. Это магазины, поликлиники, сервисные центры, мастерские и офисы. Некачественные товары и услуги становятся поводом для направления претензий. Замена товара, возврат денег или оказание надлежащей услуги не всегда возможны без письменного обращения в надзорные и контрольные органы. Как написать жалобу в Роспотребнадзор и добиться положительного результата? Жалоба в Роспотребнадзор по защите прав потребителей, не отвечающая определенным правилам, рассмотрению не подлежит.
Основания для жалобы в Роспотребнадзор
Потребительский рынок предусматривает предоставление гражданам различного рода услуг и продажу товаров. Товары и услуги должны соответствовать требованиям, установленным в государственных стандартах и нормах.
Обратите внимание!
Государственные стандарты и нормы оказания услуг, требования, предъявляемые к качеству товара, едины на всей территории РФ. Они обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Форма собственности значения не имеет.
Юридические лица и предприниматели, оказывающие услуги и продающие товары в своей деятельности обязаны руководствоваться Законом «О защите прав потребителей». Если правовые нормы, стандарты качества и условия их оказания нарушаются, потребитель вправе восстановить свои права, обратившись в государственный орган по контролю и надзору в сфере потребительского рынка. Таким органом является Роспотребнадзор.
Поступивший сигнал служит поводом:
- проведения внеплановой проверки;
- осуществления контрольной закупки.
Как обратиться в Роспотребнадзор с жалобой
Территориальные подразделения Роспотребнадзор расположены во всех регионах РФ. Порядок обращения регламентируется Законом об обращениях граждан №59. Рекомендуется следовать алгоритму процедуры. Предварительно следует направить претензию нарушителю потребительских прав. Претензионные документы приобщаются к обращению в надзорный орган.
Действие 1. Предъявите требования к продавцу, исполнителю работ и услуг.
Требование оформляется в простой письменной форме. В нем указываются:
- персональные сведения о потребителе;
- наименование продавца;
- время покупки;
- нарушения, повлекшие ущемления прав;
- ссылки на потребительские нормы, которые нарушены;
- требования о восстановлении прав;
- срок для устранения;
- порядок предоставления ответа на претензию;
- подпись потребителя.
Обратите внимание!
Требование вручается лично должностному лицу организации, учреждения, предприятия, оказывающего услуги или выполняющего работы, продающего товар. Отказ от получения следует подтвердить свидетельскими подписями с указанием контактных данных. Отсутствие реагирования является поводом к обращению в Роспотребнадзор.
Действие 2. Узнайте, в какое территориальное подразделение обращаться.
Источником получения информации служат:
- официальный портал Роспотребнадзора;
- общественные пункты службы;
- ближайшие подразделения Роспотребнадзора.
Здесь можно получить сведения:
- о почтовых реквизитах для направления жалобы;
- о руководителе территориального подразделения;
- об адресах электронной почты службы.
Действие 3. Определите способ обращения в Роспотребнадзор.
Способами предъявления заявления о нарушениях на потребительском рынке являются:
- личное обращение в территориальное подразделение;
- почтовое отправление заявления с уведомительным подтверждением;
- заполнение электронной формы на портале Роспотребнадзора;
- факсимильное отправление.
Действие 4. Оформите жалобу документально.
Действие 5. Определите обстоятельства отказа в рассмотрении обращения.
К документу предъявляются требования, определенные в Инструкции, утвержденной приказом Роспотребнадзора № 28 от 20.01.2014 и Законе № 59. Заявление не рассматривается и ответ не направляется потребителю:
- если в жалобе отсутствуют персональные сведения о заявителе, его месте пребывании;
- в документе обжалуется судебный акт. После регистрации гражданину разъясняется порядок опротестования судебного постановления. Проверка не осуществляется;
- текст написан неразборчиво, суть жалобы невозможно определить;
- из содержания усматривается оскорбление, угроза, нецензурные выражения в адрес сотрудника службы или его близких. Ответ не направляется. Составителю разъясняются последствия злоупотребления правом;
- по сообщению невозможно определить существо нарушенных потребительских прав. Документ не рассматривается. Об отказе уведомляется заявитель;
- в заявлении указываются вопросы, по которым давались правовые обоснования. Обращение не содержит новых доводов по прежним вопросам;
- ответ на вопрос заявителя размещен на официальном портале службы;
- ответ на обращение может разглашать государственную или тайну, охраняемую законом. Это обстоятельство освещается в ответе службы.
Как написать жалобу в Роспотребнадзор
Заявление о нарушениях в сфере потребительских прав должно соответствовать требованиям ФЗ № 59. Составление письменного обращения подразумевает отражение следующих сведений:
- реквизиты территориального подразделения, куда направляется обращение, данные о руководителе или должностном лице;
- персональные сведения о заявителе;
- наименование электронной почты при электронном обращении на портале;
- почтовые реквизиты заявителя для направления ответа;
- факты нарушений норм потребительского закона;
- дату и подпись потребителя.